Что нужно знать о речевом негативизме
В последнее время заметно увеличилось количество детей, которые не говорят в 2-3 года. Родители начинают замечать, что их ребёнок отстает от сверстников в речевом развитии. В детском саду педагоги также постоянно говорят о том, что малыш плохо говорит.
Часто родители приходят к выводу, что ребёнок ленится. А если он ленится, то нужно активно заниматься и изгонять эту лень. Ответственные родители с самыми лучшими намерениями начинают усиливать речевую нагрузку, настойчиво и постоянно просить неговорящего малыша повторять за ними слова.
А ребёнок тем временем выдает им совершенно другую реакцию:
- в ответ на вопросы отворачивается, опускает голову, может убежать или заплакать;
- делает вид, что не слышит;
- использует в основном жесты;
- закрывает уши, когда ему читают;
- проявляет агрессию при чтении: может закрывать читающему рот, бросать или рвать книжки;
- старается сам, без помощи взрослых удовлетворить свои потребности: например, сам достаёт игрушки с полки, сам берёт из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер и т.д.
- начинает отстраняться от сверстников, чувствуя свою неполноценность, может проявлять агрессию.
Подобные проявления являются признаками речевого негативизма.
Что нужно предпринять, если сложилась такая ситуация?
1. Сходить на консультацию к логопеду.
2. Исключить слова-просьбы: «скажи», «повтори», «неправильно» и т.п.
3. Играть с ребёнком в простые игры в непринуждённой форме. Игры должны быть непродолжительными (3-5 минут), т.к. малыш не может долго концентрировать внимание. Важно подбирать игры, опираясь на предпочтения ребёнка. Он должен хотеть играть в них.
Например: «Смотри малыш, это киса. Киса мяукает: мяу-мяу» или «А где наша ляля? Ляля идёт: топ-топ».
4. Во время игры оречевлять каждое свое действие и действие ребёнка, но не просить повторить.
Очень хорошо в процессе игры использовать диалог. Не просто постоянно называть предметы и действия, а задавать ребёнку вопросы, делать паузы, давая ему понять, что он должен отреагировать, что пришла его очередь. Если малыш, в силу своих речевых возможностей, пока не может ответить, выдержав паузу, нужно ответить на свой вопрос самим.
5. Говорить с малышом кратко, понятно: предложениями, состоящими из 2-3 слов.
6. Исключить электронную речь (гаджеты, говорящие игрушки).
7. Искренне хвалить ребёнка за каждое достижение.
Самая главная наша задача – вызвать у ребёнка желание говорить!
Успехов!!!
Н.Ю. Лазарева