РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ ДОМА

Тренировать память и внимание можно и нужно не только в стенах учебного заведения, но и дома в повседневном общении с ребенком ( пока вы готовите ужин, по дороге в школу или детский сад, в дальних поездках, да и просто проводя время с ребенком). Вот некоторые интересные игры, не требующие особой подготовки, в помощь родителям.

Ежедневно мы сталкиваемся с запоминанием огромнейшего потоком информации, которая часто воспринимается на слух. В дальнейшем это же предстоит освоить и нашим детям. А пока в школе ребятам приходится учить стихотворные и прозаические произведения, писать изложения и диктанты, пересказывать услышанный текст, воспринимать и запоминать то, что рассказывается учителем на уроке и т.д. Во всех подобных видах деятельности человек пользуется слухоречевой памятью (способность воспринимать и удерживать на слух речевые единицы различной сложности), а также слухоречевым вниманием (сосредоточение на определенных речевых единицах и выделения из потока речи необходимой информации).

На практике педагоги отмечают, что именно этот вид памяти сформирован у детей хуже всего. Поэтому её развитие является одним из важных аспектов в обучении детей.

✔«Ассоциации» — взрослый называет ребенку слова, связанные друг с другом по смыслу, парами и просит постараться запомнить: НОЧЬ — ЛУНА, ЧАЙ — ПЕЧЕНЬЕ, ПЕНАЛ — РУЧКА, КРОВАТЬ — ПОДУШКА. Затем называет только 1-ое слово пары. Ребенку необходимо вспомнить второе слово каждой пары: ночь — ?, чай — ? и т. д.

✔«Снежный ком» — участники игры по очереди называют слова (на заданную тему: «зима», «школа» и т.п.), при этом, повторяя все ранее названные: взрослый – «школа», ребенок – «школа, учитель», взрослый – «школа, учитель, мел», ребенок – «школа, учитель, мел, букварь» и т.д.). Можно записать потом эти слова (когда будет больше 8), тогда подключается иной вид памяти.

✔«Стоп» («Поймай слово») — взрослый договаривается с ребенком, что он, услышав определённое слово (например, «осень»), хлопает в ладоши и кричит «стоп». Взрослый начинает произносить слова: диван, кровать, осень («стоп»), шкаф, ключ, часы, лампа, осень («стоп») и т.д. Кодовое слово можно и нужно менять. Можно также подключать письмо, ребенок не хлопает, а записывает слова себе на листок или в тетрадь, затем считает, сколько получилось у него загаданных слов.

✔«Веселый попугай» — повторение рядов слов за взрослым, начиная с 2-3 слов, с постепенным наращиванием количества в зависимости от особенностей ребенка и его успехов (взрослый говорит: «дом – крот – мяч», ребенок повторяет: «дом – крот – мяч»). Можно усложнить игру, попросив ребенка повторить слова в обратном порядке, назвав этот вариант игры «Попугайчик наоборот» (взрослый говорит: «дом — крот – мяч», ребенок отвечает: «мяч — крот – дом»).

✔«Цепочка»- наращивание предложений словам по очереди с повторением всего предложения. Взрослый: «Мальчик рисует», ребенок: «Мальчик рисует красками», взрослый: «Мальчик рисует красками машинку», ребенок: «Мальчик рисует красками гоночную машинку», взрослый: «Мальчик рисует красками гоночную машинку в альбоме». Слова с предлогами можно засчитывать в данной игре за одно добавление к предложению.

✔«Магазин» — отправьте ребенка в «магазин», в котором есть несколько разных предметов, игрушек или картинок, сказав, что нужно «купить». Начинайте с 2-3 предметов, постепенно увеличивая их количество в зависимости от успехов ребенка.

Проводите время со своим ребенком с пользой!

учитель-логопед ВА Коршунова

Читайте также: