Практические советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников
Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи устной и письменной речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. У детей нередко наблюдается отставание в речевом развитии, которое значительно затрудняет овладение письмом и чтением. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте. На что необходимо обратить особое внимание родителям будущих первоклассников?
- Ребёнок должен правильно произносить все звуки речи.
Родители могут помочь, выполняя рекомендации логопеда детского сада, вместе с ребенком выполнять артикуляционную гимнастику, следить за звукопроизношением, поправлять в произвольной речи звуки, над которыми ребёнок работает
2. Ребёнок должен владеть основами звуко-слогового анализа и синтеза, то есть: выделять первый и последний звук в слове, замечать наличие определенного звука в словах.
Родители могут помочь развивать фонематический слух (способность человека воспринимать звуки речи). Предложите ребёнку поиграть в слова: по очереди подбирайте слова, которые начинаются на последний звук предыдущего слова. Эта игра, кроме развития способности слышать и выделять звуки речи, способствует обогащению словарного запаса. Игра «Хлопушки»: загадываем звук, который нужно поймать в «хлопушку». Родители называют слова, в которых есть загаданный звук и в которых его нет. Ребёнок, услышав задуманный звук, должен хлопнуть в ладоши (поймать его в хлопушку)
3. Для успешного овладения графическим начертанием букв у ребёнка должна быть хорошо развита мелкая ручная моторика.
Родители могут помочь, предлагая ребёнку картинки-раскраски, штриховки, различные задания на обведения картинок и фигур. Причём нужно объяснить, что различные детали можно раскрасить по-разному: вертикально, горизонтально, располагая штрихи по кругу и т.д. Важно, чтобы ребёнок не поворачивал при этом книжку или лист бумаги, а учился владеть своими движениями. Обратите внимание на то, верно ли Ваш ребёнок держит ручку и карандаш. При неверном положении руки постарайтесь объяснить ребёнку как правильно и контролируйте этот процесс сами, так как у детей самоконтроль развит слабо. Предлагайте своим детям собирание мелкого конструктора и мозаики, выполнение аппликаций из бумаги и природного материала, вырезание из геометрических фигур или фигурок животных, лепку из пластилина и глины, завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды бисероплетение, выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы.
4. Пространственное восприятие – умение ориентироваться в пространстве.
Казалось бы, какое отношение имеет пространственное восприятие к речи? На самом деле неумение ориентироваться в пространстве приводит к трудностям на письме. Дети пишут цифры и буквы в зеркальном отражении. Ребёнку можно предложить такие упражнения в виде игры: «Подними правую руку вверх, согни левую ногу в колене, дотронься левой рукой до правого уха» и т.д. Гуляя с ребенком на улице чаще задавайте вопросы типа «с какой стороны от тебя находится… (скамейка, фонтан, дорога и т.д.) или «что сейчас находится справа от тебя?». Таким образом, вы развиваете умение ориентироваться в пространстве и побуждаете ребенка к активной мыслительной деятельности.
5. Обращайте внимание на состояние грамматического строя речи ребёнка.
Как он называет один или много предметов (ведро-вёдра, ухо-уши и т.д.), уместно ли использует предлоги в предложениях верно ли согласует слова в роде, числе.
6. К шести годам ребёнок безошибочно, не переставляя и не пропуская слоги, должен произносить длинные слова типа: балалайка, велосипедист, электричество и т.д.
Если ребёнок систематически допускает ошибки, значит, возможно, у него нарушение звуко-слоговой структуры речи. Следует обратиться к специалисту за консультацией. Заучивайте с ребёнком стихотворения, скороговорки, чистоговорки, потешки. Хорошо, если ваш ребёнок занимается музыкой или танцами. Это развивает чувство ритма и помогает преодолеть такие трудности в речевом развитии.
7. Развитие связной речи, как средство коммуникации.
Умение ребёнка отвечать на вопросы и самому их задавать, составлять рассказы по картинке, рассказать о себе и своей семье, своих увлечениях, любимых занятиях и блюдах, питомцах и обо всём, что ребёнка интересует. Обязательно находите время на то, чтобы выслушать ребёнка. Он должен быть уверен в том, что Вы интересуетесь его жизнью. Только умея слушать сами, мы сможем научить этому своих детей. Очень сложно детям даётся пересказ текста. С целью развития умения пересказа я рекомендую родителям читать детям книги на ночь, независимо от того читает ребёнок сам или нет. Выбирайте книги интересные и доступные ребёнку для понимания в соответствии с возрастом. Для 5-7 лет подойдут рассказы таких авторов как Николай Носов, Эдуард Успенский, Виктор Драгунский. Рассказы для пересказа должны быть небольшими по объёму, понятны, интересны и близки детям. Заведите в своей семье ритуал: читаем книгу ребёнку на ночь, желаем спокойной ночи, ложимся спать… На следующий день чтение на ночь начинаем с того, что ребёнок пересказывает то, о чём прочли вчера, сам или с помощью родителей, а затем читаем книгу ребёнку на ночь, желаем спокойной ночи, ложимся спать… И так ежедневно. Таким образом, вы не только поможете освоить ребенку пересказ, но и привьёте любовь к чтению, к книгам, а также это психологически сблизит Вас с Вашими детьми.
В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием.
учитель-логопед Н.Ю. Лазарева