Почему дети не любят читать
Без чтения нет человека, нет личности. Книга — инструмент, который помогает сформировать нравственные принципы, культурные ценности, овладеть информацией, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки.
Читая, маленький человек знакомится с вариантами решения ситуаций, в которые попадал он сам, что помогает ему планировать правильный путь действий, найти альтернативные решения. Кроме решения насущных проблем книга готовит ребенка и к будущему – у него формируется активная самостоятельная жизненная позиция, которая поможет решать проблемы в дальнейшем. Книга показывает своему маленькому другу, что он не одинок и что он не первый человек, который сталкивается с подобной ситуацией. Зачастую ребенок полностью идентифицирует себя с героем произведения, что, конечно же, повышает его самооценку, формируя положительную оценку и повышая планку стремлений.
Вместе с этим есть категория детей, у которых нелюбовь к чтению может быть вызвана различными причинами, как социально-педагогическими (отношение к чтению в семье и в обществе в целом, отсутствие игрового этапа в развитии ребенка, попытки раннего обучения чтению, скорочтение и прочее), так и нейропсихологическими (несформированность отдельных психических функций или атипии их развития, слабость нервной системы и др.).
Чаще всего эти причины образуют единый комплекс. В особую категорию причин можно выделить, так называемые «школьные причины»: несоответствие школьной программы возрастному развитию ребенка, обязательное прочтение произведений, которое не всегда отражает предпочтения ребенка, нормативы скорости чтения, которые выдвигают на первый план техническую сторону чтения в ущерб содержательной стороне и которые никто не снимает даже в коррекционно-развивающих классах. Пытаясь читать быстро, дети, у которых недостаточно сформирован навык элементарного чтения, не успевают понять смысла текста или понимают его искаженно, путая смысл слов, заменяя одни слова другими.
Что же можно сделать, чтобы книга стала добрым другом, помощником, советчиком для каждого ребенка?
Даже у самого маленького ребенка книга должна ассоциироваться с самыми приятными вещами – мамиными руками, ее теплом, ее улыбкой. Если малыш почувствует, что книга – это удовольствие, то, повзрослев, он сам потянется к ней.
-Собирайте домашнюю библиотеку.
-Не пренебрегайте чтением вслух. Используйте этот прием хотя бы в терапевтических целях, например, когда ваш малыш заболел. Сначала можно читать по очереди, хотя бы и через строчку, но постепенно отдавать инициативу малышу, не забывая хвалить его за выразительность и артистизм. Попросите читать для себя или для бабушки.
-Если вы почувствуете, что прочитанное вами неверно понимается или не понято совсем, потренируйте его на пословицах и поговорках. Пусть объяснит их смысл.
-Когда вы читаете, просите ребенка рисовать.
-Если ученик начальной школы читает совсем плохо, используйте компакт-диски с аудиозаписями. Вначале ребенок будет только слушать, но потом подскажите ему следить за читаемым по книге.
-Обращайтесь к книжным цитатам, оперируйте ими, и вы увидите, как ваши дети будут все чаще и чаще находить спасение и душевный отдых в литературных произведениях.
-Хороший результат дает чтение перед сном. Ведь известно, что именно последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под впечатлением этих событий.
В.В. Фадина