ПИРАМИДА ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (пирамида Вильямса и Шелеберга)
Это наглядная схема процессов психологического созревания человека.
Она иллюстрирует, насколько все обучение ребенка, его интеллект, поведение, речь, зависит от нижних этажей пирамиды, и особенно от фундамента, нервной системы.
Не обеспечив развитие ребенка на нижних «этажах», мы не можем требовать формирования навыка, который находится на более высоких «этажах» пирамиды.
Поэтому не удивляйтесь, когда логопед, психолог или нейропсихолог рекомендует уделить особое внимание физическому развитию и развитию моторики.
В представлении большинства речь — это какая-то отдельная структура и занимается ей логопед, который просто покажет ребенку, куда ставить язычок и тот сразу заговорит. Как было бы прекрасно и просто!!! Но речь — это высшая психическая функция, находящаяся не в основе пирамиды, не сбоку и не отдельно. Она высоко — высоко на ней!
Для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению, необходимо освоить все навыки, уделить внимание каждому «этажу» центральной нервной системы.
Речь теснейшим образом связана со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием, мышлением. Задержка речевого развития непосредственно предполагает и задержку психического развития. Нет патологии речи без нарушения познавательных процессов. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.
Поэтому для формирования и развития речи необходимо, чтобы у ребенка были развиты двигательный, зрительный и слуховой анализаторы и соответствующие ощущения. Чем богаче зрительные и слуховые впечатления ребенка, тем ярче и образнее будет его речь. По словам К.Д. Ушинского дитя мыслит формами, звуками, красками. И поэтому окружающее должно обеспечивать разнообразие впечатлений ребенка. А как мы знаем, ребенок лучше всего развивается во время игры. Ведь игра это его стихия.
учитель – логопед
МБОУ НШ-ДС №82 города Тюмени
А.П. Родионова