ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РОДИТЕЛЬСКАЯ ШКОЛА» СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕРИОД ОСЕННИХ КАНИКУЛ
В листопаде, яркое,
Что за чудо, спросим? —
На дары богатое
Время года — осень.
Осень – одно из благоприятных времён года для наблюдений за изменениями в природе. Наблюдения за природой осенью приносят яркие впечатления, которые расширяют представлений ребенка об окружающем мире, тем самым способствуя овладению правильной речью.
*В осеннее время во время прогулки в сквере, парке, за городом предложите ребенку понаблюдать за изменениями, происшедшими в природе, и рассказать о них. Помогите ребенку запомнить приметы осени:
-стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди, возможен снег;
-листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад;
-исчезли насекомые;
-собираются в стаи и улетают на юг птицы;
-дни стали короче — а ночи длиннее;
-с полей и из садов убирают урожай овощей и фруктов;
-люди стали теплее одеваться;
-дети пошли в школу.
*Найдите в парке клен, дуб, березу, тополь, осину, рябину, ель, сосну. Рассмотрите вместе с ребенком ствол, кору, ветви, листья этих деревьев. Соберите яркие осенние листья. Дома прогладьте их через тонкую бумагу теплым утюгом. Вместе с ребенком сделайте осенний букет или используйте листья для изготовления аппликации.
*Не забудьте проговорить с ребенком названия листьев.
Лист клена — кленовый
Лист березы — березовый
Лист осины — осиновый
Лист рябины – рябиновый и т.д.
*Проверьте, знает ли ваш ребенок названия и очередность осенних месяцев:
сентябрь, октябрь, ноябрь.
*Для развития грамматического строя речи можно рекомендовать проведение следующих дидактических игр и упражнений:
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,
лужа — лужица, дерево — деревце, ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек, туча — тучка, лес — лесок,
сад — садик, птица — птичка.
*Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один – много»
Зонт — много зонтов. Месяц — месяцев, дерево — деревьев,
дождь — дождей, фрукт — фруктов, лужа — луж, овощ — овощей,
урожай — урожаев, листья — листьев, сад — садов, птица — птиц,
огород — огородов, слякоть — слякоти, зонт — зонтов, лес — лесов.
*Образование родственных слов
Дождь – дождик, дождичек, дожди, дождит, дождливый, дождевой, дождевик…
*Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,
… дует ветер — ветреная;
если на улице холодно, какая погода? — холодная;
если пасмурно — пасмурная,
… сыро — сырая,
… хмуро — хмурая,
… солнечно — солнечная,
… ясно — ясная.
Ребятам, которые владеют навыком письма, предложите записать в тетрадь образование новых слов!
*Выучи стихотворение:
Осень, осень к нам пришла
Нам подарки принесла:
Желтые листочки,
Вкусные грибочки,
Овощи и фрукты,
Хлебные продукты!
*Отгадай загадки!
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)
Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)
Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождик.)
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Солнце уж не припекает.
Когда все это бывает? (Осенью.)
Все деревья облетели,
Зеленеют только ели,
Днем и ночью дождик льет,
Грязь и лужи у ворот. (Осень.)
учитель-логопед ОА Ярмитова
#ШколаСад82
#ШкольныеНовости
#ГодСемьи