Изографы
Недоразвитие речи детей может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, в трудностях усвоения логико-грамматических конструкций, понятий. В этом случае наблюдаются сложности усвоения и воспроизведения зрительного образа букв, их замены, зеркальное чтение и письмо, недифференцированность представлений о графически сходных формах букв.
Таким образом, мы видим проявления нарушений восприятия графического образа букв, значение которого состоит в узнавании букв, определении составляющих их элементов, их количества и расположения относительно друг друга, и успешность формирования которого в первую очередь зависит от состояния зрительно-пространственного восприятия и представлений.
Для коррекции данных нарушений используются разнообразные методы и приёмы. Одним из таких методов является использование изографов.
Изографы — это картинки. Оптически они похожи на какой-то предмет, но состоят из букв, которые могут быть нарисованы любым образом. И эти буквы объединяет то, что в процессе их узнавания (при чтении составленного слова) получается именно тот предмет, который мы видим изначально.
В логопедической практике широко применяются изографы для предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников и младших школьников.
Работа с изографами развивает различные стороны психической деятельности: внимание, память, мышление, речь. Также происходит обогащение словарного запаса. Развивается произвольность, наблюдательность.
Методика работы с изографами:
1. Рассмотри изограф;
2. Какой предмет он тебе напоминает;
3. Найди и обведи карандашом (фломастером) все буквы;
4. Составь слово;
5. Запиши это слово в тетрадь;
6. Сколько букв/звуков в этом слове;
7. Назови все буквы/звуки по порядку;
8. Назови гласные/согласные буквы/звуки;
9. Раздели слово-изограф на слоги;
10. Если возможно, найди в этом слове другие слова с этими же буквами;
11. Составь предложение с этим словом;
12. Попробуйте сами составить изографы
Дети по своей природе очень любознательны. Если заинтересовать ребёнка этой методикой, могут проявиться творческие способности и таланты.
Автор: учитель-логопед Захарова Л.В.