ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью дошкольника является игра.

Развитие речевого дыхания

1. «Покатай карандаш»

Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

2. «Листья шелестят»

Предлагаются полоски тонкой желтой, зеленой бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.

3. «Снежинки летят»

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».

4 «Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см), лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами.

5 «Ветряная мельница»

Для этой игры необходима игрушка-мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает действия малыша стихотворным текстом: «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч!».

Развитие артикуляционной моторики

1.Статические упражнения для губ:

 — вытянуть губы вперед трубочкой;

— улыбнуться так, чтобы не были видны зубы;

— естественно улыбнуться с сомкнутыми зубами;

— сомкнуть зубы, округлить губы и вытянуть их вперёд;

— чередовать предыдущие упражнения: первое со вторым, третье с четвёртым;

— сомкнуть зубы, приподнять верхнюю губу и обнажить верхние резцы.

2. Динамические упражнения для губ:

— вытянуть губы вперед трубочкой, затем растянуть их в улыбку;

— поочередно почёсывать и покусывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу;

— вытянуть губы вперёд трубочкой, после чего двигать ими в различных направлениях, вращать по кругу;

— с глухим звуком хлопать губами друг о друга;

— сильно втянуть щёки, после чего резко открыть рот с чмокающим звуком;

— широко открыть рот и втянуть губы внутрь рта, плотно прижав к зубам.

3.Упражнения для щёк и губ:

— растирать, похлопывать и покусывать щеки;

— надувать щёки (сначала обе сразу, потом поочередно);

— втянуть щёки и удерживать их в этом положении;

— закрыть рот, надуть обе щеки и бить по ним кулаком или ладонью, с силой шумом выпуская воздух.

Развитие мелкой моторики

1.Сухой бассейн. Дети ищут мелкие игрушки. Погружаясь в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения — координированными.

2. Игры с пуговицами и шнурками – ребенок подбирает пуговицы разного размера и цвета. С помощью шнурков можно выложить различные рисунки. Из пуговичной мозайки можно выложить воздушный шарик, бабочку, цветок и прочее.

3. Подбери крышку. Ребенку предлагается открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Можно дать банки сразу открытыми, тогда это будет задание посложнее.

4. Рисование по крупе. Ребенок проводит пальцем по крупе. Получается яркая контрастная линия.

5. Рисование горохом или фасолью. Дети, используя схемы выкладывают различные предметы. Наполни коробочку фасолью.

6. Сортировка. В миске перемешаны макароны, фасоль и гречка. Ребенку необходимо все это разложить по разным блюдцам.

Удачи Вам и Вашему ребенку!

учитель-логопед Н.Ю. Лазарева

Читайте также: