Эстетическое воспитание ребенка в процессе восприятия музыки в домашних условиях
Искусство играет огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.
Искусство всегда адресуется к личности ребенка. Воспитаем же любовь к прекрасному, доброму, правдивому и отвращение к безобразному, злому, фальшивому!
Добро и красота – родные сёстры. При восприятии художественных произведений дети активно сопереживают всё происходящее в сказке песне, картине.
Искусство распахивает перед ребёнком широкое окно в окружающий мир. Занятые художественной деятельностью дети постоянно сравнивают, отмечают характерные, отличают признаки предметов, явлений – несомненная связь эстетического воспитания с развитием умственных способностей. А, если вспомнить, что слаженность, красота движений всегда доставляют удовольствие, что в пении и ритмике совершенствуются и голос, и движения, то можно говорить о связях между физическим и эстетическим развитием ребенка. Там происходит взаимное влияние и обогащение различных сторон личности ребенка. Эстетическое воспитание выполняет свою незаменимую функцию. Гармония всех сторон художественного воспитания — основной путь в мир прекрасного.
Известно, что приобщение детей к сокровищам музыкальной культуры требует вдумчивого подхода, поиска нетрадиционных решений.
Первые музыкальные впечатления многие дети получают в семье, однако, зачастую они носят случайный характер. Вот почему педагог дошкольного учреждения призван помочь родителям найти оптимальные пути формирования у ребёнка интереса к классической музыке.
Дети, которые ходят в детский сад, с радостью вспомнят, если их попросить, что они пели или слушали на музыкальный занятиях. Послушайте, что ребёнок расскажет или споёт. При первом исполнении песенки не поправляйте его, если мелодию он поёт не очень точно, а начните аккомпанировать ему, например, легонько встряхивая коробочку с камешками. Потом попросите ребенка спеть ещё раз. Теперь надо обратить внимание на ошибки. Иногда бывает полезно пропеть мелодию вместе с ребёнком, он будет как бы подпевать. Взрослый при этом может одновременно аккомпанировать себе и малышу хлопками или с помощью какой-нибудь игрушки.
Далее я предлагаю всей семьей послушать аудиозаписи с песенками. И не просто послушать, но и «помочь» исполнителям. Ваше сопровождение может быть разным. Например, слушая песенку, в которой два куплета, договоритесь, что первый куплет будет сопровождать папа, а второй – ребёнок и мама одновременно. Другой пример — если в песне есть вступление, то просто послушайте его, а, когда зазвучит голос, попросите ребёнка тихо хлопать или постучать кулачками. Ваш малыш будет вовремя включаться в исполнение. Дети любят песенки из мультфильмов. Поставьте аудиозапись с песенкой крокодила Гены. Сначала просто послушайте её, а потом, вернувшись к её началу, попробуйте вместе с ребёнком аккомпанировать: папа равномерно звенит колокольчиком, а мама держит в одной руке погремушку и ударяет ею по другой руке. Прислушайтесь, как красиво сливаются звуки по тембру, какое получилось интересное совместное исполнение песенки. В другой раз возьмите танцевальную аудиозапись классической музыки. Выберите любую польку или вальс. Предложите ребенку танцевать, а сами подыгрывайте музыке бубном.
А, если к вашему ребенку пришли друзья, и тоже хотят участвовать в игре? Тут надо придерживаться таких условий:
- Когда детей много, надо обязательно выбирать игрушки, тембр звучания которых различен.
- Детей обычно привлекают звонкие игрушки (колокольчики, металлофон). Пусть они возьмут то, что им хочется, а маму попросим взять бубен в левую руку, поднять его пальцами правой руки и равномерно ударять по донышку инструмента. Начинайте танцевать и играть на инструментах, то есть сопровождать музыкой танец. Послушайте, какое получилось сопровождение, как бубен будет выделяться своим чётким глуховатым звуком на фоне звучания других, более звонких игрушек.
Нет сомнения: у вашего ребёнка появится желание действовать со звуками, возникнет интерес к музицированию. Таким образом, через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал, и чем раньше будет заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление ребенка к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей.
Музыкальный руководитель М.А. Сарибекян