Практические советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

Готовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи устной и письменной речи ему предстоит усваивать всю систему знаний. У детей нередко наблюдается отставание в речевом развитии, которое значительно затрудняет овладение письмом и чтением. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его обучения грамоте. На что необходимо обратить особое внимание родителям будущих первоклассников?

  1. Ребёнок должен правильно произносить все звуки речи.

Родители могут помочь, выполняя рекомендации логопеда детского сада, вместе с ребенком выполнять артикуляционную гимнастику, следить за звукопроизношением, поправлять в произвольной речи звуки, над которыми ребёнок работает

2. Ребёнок должен владеть основами звуко-слогового анализа и синтеза, то есть: выделять первый и последний звук в слове, замечать наличие определенного звука в словах.

Родители могут помочь развивать фонематический слух (способность человека воспринимать звуки речи). Предложите ребёнку поиграть в слова: по очереди подбирайте слова, которые начинаются на последний звук предыдущего слова. Эта игра, кроме развития способности слышать и выделять звуки речи, способствует обогащению словарного запаса. Игра «Хлопушки»: загадываем звук, который нужно поймать в «хлопушку». Родители называют слова, в которых есть загаданный звук и в которых его нет. Ребёнок, услышав задуманный звук, должен хлопнуть в ладоши (поймать его в хлопушку)

3. Для успешного овладения графическим начертанием букв у ребёнка должна быть хорошо развита мелкая ручная моторика.

Родители могут помочь, предлагая ребёнку картинки-раскраски, штриховки, различные задания на обведения картинок и фигур. Причём нужно объяснить, что различные детали можно раскрасить по-разному: вертикально, горизонтально, располагая штрихи по кругу и т.д. Важно, чтобы ребёнок не поворачивал при этом книжку или лист бумаги, а учился владеть своими движениями. Обратите внимание на то, верно ли Ваш ребёнок держит ручку и карандаш. При неверном положении руки постарайтесь объяснить ребёнку как правильно и контролируйте этот процесс сами, так как у детей самоконтроль развит слабо. Предлагайте своим детям собирание мелкого конструктора и мозаики, выполнение аппликаций из бумаги и природного материала, вырезание из геометрических фигур или фигурок животных, лепку из пластилина и глины, завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды бисероплетение, выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы.

4. Пространственное восприятие – умение ориентироваться в пространстве.

Казалось бы, какое отношение имеет пространственное восприятие к речи? На самом деле неумение ориентироваться в пространстве приводит к трудностям на письме. Дети пишут цифры и буквы в зеркальном отражении. Ребёнку можно предложить такие упражнения в виде игры: «Подними правую руку вверх, согни левую ногу в колене, дотронься левой рукой до правого уха» и т.д. Гуляя с ребенком на улице чаще задавайте вопросы типа «с какой стороны от тебя находится… (скамейка, фонтан, дорога и т.д.) или «что сейчас находится справа от тебя?». Таким образом, вы развиваете умение ориентироваться в пространстве и побуждаете ребенка к активной мыслительной деятельности.

5. Обращайте внимание на состояние грамматического строя речи ребёнка.

Как он называет один или много предметов (ведро-вёдра, ухо-уши и т.д.), уместно ли использует предлоги в предложениях верно ли согласует слова в роде, числе.

6. К шести годам ребёнок безошибочно, не переставляя и не пропуская слоги, должен произносить длинные слова типа: балалайка, велосипедист, электричество и т.д.

Если ребёнок систематически допускает ошибки, значит, возможно, у него нарушение звуко-слоговой структуры речи. Следует обратиться к специалисту за консультацией. Заучивайте с ребёнком стихотворения, скороговорки, чистоговорки, потешки. Хорошо, если ваш ребёнок занимается музыкой или танцами. Это развивает чувство ритма и помогает преодолеть такие трудности в речевом развитии.

7. Развитие связной речи, как средство коммуникации.

Умение ребёнка отвечать на вопросы и самому их задавать, составлять рассказы по картинке, рассказать о себе и своей семье, своих увлечениях, любимых занятиях и блюдах, питомцах и обо всём, что ребёнка интересует. Обязательно находите время на то, чтобы выслушать ребёнка. Он должен быть уверен в том, что Вы интересуетесь его жизнью. Только умея слушать сами, мы сможем научить этому своих детей. Очень сложно детям даётся пересказ текста. С целью развития умения пересказа я рекомендую родителям читать детям книги на ночь, независимо от того читает ребёнок сам или нет. Выбирайте книги интересные и доступные ребёнку для понимания в соответствии с возрастом. Для 5-7 лет подойдут рассказы таких авторов как Николай Носов, Эдуард Успенский, Виктор Драгунский. Рассказы для пересказа должны быть небольшими по объёму, понятны, интересны и близки детям. Заведите в своей семье ритуал: читаем книгу ребёнку на ночь, желаем спокойной ночи, ложимся спать… На следующий день чтение на ночь начинаем с того, что ребёнок пересказывает то, о чём прочли вчера, сам или с помощью родителей, а затем читаем книгу ребёнку на ночь, желаем спокойной ночи, ложимся спать… И так ежедневно. Таким образом, вы не только поможете освоить ребенку пересказ, но и привьёте любовь к чтению, к книгам, а также это психологически сблизит Вас с Вашими детьми.

В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время, окружая его грамотным речевым общением и своим вниманием.

учитель-логопед Н.Ю. Лазарева

Читайте также: