Мальчики и девочки: особенности развития

Когда речь заходит о готовности к школе, многие забывают об особенностях развития, связанных с половой принадлежностью. Однако у каждого ребенка по-своему развиты качества, необходимые для обучения, и во многом это определяется полом.

В результате психологических исследований было обнаружено, что готовность к школе у девочек 6-7 лет намного выше, чем у их ровесников мальчиков. К этому возрасту у девочек:

  • лучше развита речь
  • больший объем долговременной и зрительной памяти
  • более совершенна зрительно-моторная координация
  • хорошо сформирована произвольность общения и поведения
  • лучше развит социальный интеллект

В связи с этим девочкам намного легче адаптироваться к новым правилам и новому коллективу. Об этом говорят цифры исследования утомляемости у первоклассников: у мальчиков она к концу первого года школьного обучения в 6 раз выше, чем у девочек. Средняя оценка успешности мальчиков по основным школьным предметам — 3,9 балла (по традиционной 5-балльной шкале), у девочек — 4,3.

Процесс обучения у мальчиков и девочек тоже проходит по-разному.

Мальчики быстрее выполняют нестандартные задания, девочки лучше справляются с однотипными. Для мальчиков характерен самостоятельный поиск новой информации — девочкам нужны упорядоченные сведения и размеренный темп их подачи. Девочки воспринимают школьное обучение как нечто само собой разумеющееся и четко разграничивают игру и учебу, в то время как мальчики два эти вида деятельности не разделяют. Высокий уровень тревожности, как ни странно, успешно влияет на обучение мальчиков: мотивирует и заставляет всерьез озаботиться полученными оценками и собственным соответствием статусу школьника. А вот повышенная тревожность у девочки обычно отвлекает ее от учебы, вместо этого она устремляется к успеху в межличностных отношениях. Соответственно, готовя к школе мальчиков и девочек, и действовать нужно по-разному.

Для девочек

  • Девочке должно нравиться задание.
    Если ей интересна поставленная задача, она приложит все усилия для достижения высокой оценки, в противном случае попросту не использует свои способности.
  • Успехи девочки будут намного лучше, если она нуждается в одобрении педагога, если педагог нравится ей. Поэтому старайтесь формировать позитивный образ учителя, передавайте все хорошие слова, которые говорил вам о ней педагог. Если есть возможность, при выборе первого учителя ориентируйтесь на мнение дочери.
  • Как только начнете читать своей девочке вслух, выбирайте книги о естествознании: о геологии, астрономии, палеонтологии и т. д. Обращайте внимание, какие темы вызывают у нее повышенный интерес, и исследуйте их детально; посещайте экскурсии, читайте как можно больше о том, что увлекло ее.
  • При подготовке к школе больше внимания обращайте на математику. Объясняйте девочке, как математика применяется в повседневной жизни, учите обращаться с деньгами, давайте ей небольшие суммы на покупки. Рассказывайте, какие профессии основаны на математике.
  • Девочки устают быстрее, чем мальчики, — чаще делайте перерывы в занятиях.
  • Обратите внимание на развитие у дочери умения действовать самостоятельно, а не только по заданным схемам.
  • Если вы недовольны дочерью, спокойно объясните ей, в чем дело. Девочки, по сравнению с мальчиками, более негативно реагируют на раздраженный тон, чем на суть фразы. Хотите быть услышанными — возьмите себя в руки и не кричите.

Для мальчиков

  • Для мальчиков очень важно положение среди сверстников, также они нуждаются в признании своего статуса взрослы-ми.
  • У мальчиков зрительное восприятие развито лучше слухового. Старайтесь использовать яркие маркеры, ватманы, большие доски, картинки — так сыну легче будет разобраться с заданием.
  • При постановке задач используйте короткие фразы, которые формулируют действия.
  • Не делайте слишком сильный акцент на аккуратность — главное, чтобы сын разобрался с заданием.
  • Мальчики долго погружаются в работу, им требуется дополнительное время, чтобы полностью сосредоточиться для выполнения задания.
  • Дайте вашему мальчику возможность самому решить задачу, оказывая помощь лишь в случае, когда он сам об этом попросит.
  • Определите сына на внешкольные занятия, требующие аналитического подхода, например на шахматы или в кружок конструирования.
  • Придумывайте больше нестандартных творческих задач.
  • Свое недовольство высказывайте кратко и точно, иначе сын быстро «отключится» и больше не будет слышать вас.

Подводя итог, можно сказать, что и мальчиков, и девочек необходимо ориентировать на успех, а не на избегание неудач. Больше хвалите, меньше критикуйте — это простой и универсальный совет, который поможет преодолеть трудности в обучении как сына, так и дочери.

учитель — дефектолог КС Муравьева

Читайте также: