КАК ЗАУЧИВАТЬ СТИХИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Учить стихи наизусть непростая задача для многих детей, особенно, если у них есть речевые нарушения. Как правило, у них наблюдается снижение слуховой, долговременной памяти, слухового внимания. Заучивание стихов помогает преодолеть эти трудности. Для более быстрого и легкого запоминания, можно использовать следующие игры и приёмы.
Мнемотехника. Суть ее в серии последовательных картинок, напоминающих ребенку произведение. Сначала мы несколько раз читаем и повторяем, как при обычном заучивании, потом читаем и одновременно двигаем пальцем по визуальному ряду. Чтобы понимать, что ребенку доступен смысл каждого слова можем вместе рисовать символы к стихотворению. Важно, чтобы все слова были понятны. Если ребенку сложно запомнить стих целиком, делим его на маленькие части, потом соединяем их. Варианты игр «Разложи картинки по порядку», «Исправь ошибку», «Какой картинки не хватает». Этот прием помогает вспоминать сюжет и не путать порядок событий.
Можно совместить проговаривание с движением: с нажатием на пупырышки поп ита. На каждое слова нажимаем на пупырышек. Здесь мы не только учим стихотворение, но т работаем над анализом предложения.
Еще один вариант заучивания — это показ жестами. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание.
Настольная игра поможет в этом монотонном процессе многократного повторения.
Вариант с кубиком. По очереди бросаем кубик и повторяем столько раз строчку, сколько точек выпало на кубике.
Вариант с игровым полем. Рисуем двойную дорожку в 5-10 клеток. На «старт» ставим фишки и передвигаем их на клетку вперед, если без ошибки повторяем строчку. Тот, кто быстрее дойдет до финиша, получает смайлик. Таким образом заучиваем все строки стихотворения.
учитель-логопед В.В. Фадина