Изографы

Недоразвитие речи детей может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности словаря, в трудностях усвоения логико-грамматических конструкций, понятий. В этом случае наблюдаются сложности усвоения и воспроизведения зрительного образа букв, их замены, зеркальное чтение и письмо, недифференцированность представлений о графически сходных формах букв.

Таким образом, мы видим проявления нарушений восприятия графического образа букв, значение которого состоит в узнавании букв, определении составляющих их элементов, их количества и расположения относительно друг друга, и успешность формирования которого в первую очередь зависит от состояния зрительно-пространственного восприятия и представлений.

Для коррекции данных нарушений используются разнообразные методы и приёмы. Одним из таких методов является использование изографов.

Изографы — это картинки. Оптически они похожи на какой-то предмет, но состоят из букв, которые могут быть нарисованы любым образом. И эти буквы объединяет то, что в процессе их узнавания (при чтении составленного слова) получается именно тот предмет, который мы видим изначально.

В логопедической практике широко применяются изографы для предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников и младших школьников.

Работа с изографами развивает различные стороны психической деятельности: внимание, память, мышление, речь. Также происходит обогащение словарного запаса. Развивается произвольность, наблюдательность.

Методика работы с изографами:

1. Рассмотри изограф;

2. Какой предмет он тебе напоминает;

3. Найди и обведи карандашом (фломастером) все буквы;

4. Составь слово;

5. Запиши это слово в тетрадь;

6. Сколько букв/звуков в этом слове;

7. Назови все буквы/звуки по порядку;

8. Назови гласные/согласные буквы/звуки;

9. Раздели слово-изограф на слоги;

10. Если возможно, найди в этом слове другие слова с этими же буквами;

11. Составь предложение с этим словом;

12. Попробуйте сами составить изографы

Дети по своей природе очень любознательны. Если заинтересовать ребёнка этой методикой, могут проявиться творческие способности и таланты.

Автор: учитель-логопед Захарова Л.В.

Читайте также: