РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

✔️Правильное произношение всех звуков.
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком к 5 – 6 годам. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

✔️Умение различать звуки речи на слух.
Ребёнок должен дифференцировать на слух похожие звуки (м-н, п-б, с-ш, р-л).

✔️Владение навыками звукового анализа и синтеза.
Ребёнок должен уметь: выделять звук на фоне слова; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); называть слова с заданным звуком; знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

✔️Словарный запас.
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.

✔️Сформированность грамматического строя речи.
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).

Игры «Один-много», «Назови предмет ласково», «Назови детенышей», «Чей хвост и чьи уши», «Два и пять предметов».

✔️Связную речь.
К 7 годам необходимо пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки, составлять рассказ по картинке, составлять рассказ по серии картин, отвечать на вопросы по тексту.

✔️Речевую коммуникацию.
Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

✔️Мелкую моторику рук и высшие психические функции (память, внимание, мышление, восприятие).
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).

учитель-логопед Е.В. Арефьева

Читайте также: