РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ
Готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:
Правильное произношение всех звуков.
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком к 5 – 6 годам. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Умение различать звуки речи на слух.
Ребёнок должен дифференцировать на слух похожие звуки (м-н, п-б, с-ш, р-л).
Владение навыками звукового анализа и синтеза.
Ребёнок должен уметь: выделять звук на фоне слова; слышать и выделять первый и последний звук в слове; определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); называть слова с заданным звуком; знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Словарный запас.
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). В своей речи он должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимать переносное значение слов, подбирать обобщающие понятия для группы предметов.
Сформированность грамматического строя речи.
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Игры «Один-много», «Назови предмет ласково», «Назови детенышей», «Чей хвост и чьи уши», «Два и пять предметов».
Связную речь.
К 7 годам необходимо пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки, составлять рассказ по картинке, составлять рассказ по серии картин, отвечать на вопросы по тексту.
Речевую коммуникацию.
Ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Мелкую моторику рук и высшие психические функции (память, внимание, мышление, восприятие).
Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, использование шариков су-джок и иппликатора Кузнецова, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликации, лепка, плетение, вырезание ножницами и т.д.).
учитель-логопед Е.В. Арефьева