ПОСТОЯННО КРИТИКУЮ СВОЕГО РЕБЕНКА. ЧТО ДЕЛАТЬ ️?

▪️плохо учится (не так, как мне надо)
▪️не умеет дружить (не так, как было бы правильно)
▪️не выполняет домашние обязанности (не так, как я требую)
▪️неопрятный внешний вид (не так, как я хочу его видеть)
▪️всё на зло делает (мне так не нравится, хочу другого поведения)

Словно всё делает не так. Не так, как мне надо. Не так, как было бы правильно, хорошо, нормально.

Когда кто-то (в нашем контексте ребёнок) делает не так, как я (родитель) хочу — я начинаю злиться, раздражаться.
У меня, как у родителя, возникает реакция больших удивленных глаз, крика, возмущения, гнева, обиды на того, кто ведет себя так, словно он «не мой ребенок».

Критика возникает, когда:
🔻ребёнок и его действия не соответствуют моим ожиданиям.
🔻общество давит своими правилами и мне, как родителю, надо жить в ладу с системой.

«Критика может разрушать личность. Она может демотивировать. Снижает самооценку и формирует некую неполноценную натуру: я не достоин в этой жизни любви, успеха, благополучия»

А теперь представьте себе (насколько это возможно) своего ребёнка, описанного в цитате сверху 👆🏼

Как вам?

Что можно попробовать сделать?
▫️Возрастные нормы. Это важно! Может ли ребёнок для своего возраста справляться с тем, чего вы требуете?
▫️Физическое здоровье. Как чувствует себя ребёнок (по своим физическим параметрам: температура тела, эмоциональная устойчивость) на момент вашей просьбы.
▫️Ровный тон. Крик снимает исключительно ваше напряжение. Для ребенка крик — это слёзы, обида, наглость. На крик всегда хочется защищаться, поэтому ребёнок может начать грубить.
▫️Диалог. Тут я бы предложила задавать вопросы по следам поступков:
— как ты смотришь на свое поведение/поступок?
— ты сделал всё, что в твоих силах?
— что мог сделать по-другому?
▫️Говорим о поступке! Не о личности ребёнка. Важно рассматривать с ребенком возможности решения или исправления ситуации. Фраза, типа «Бездарь», «Неумеха», «Руки не оттуда растут» лишь усугубляют самооценку ребёнка.
▫️Говорим о хорошем. Предлагаем помыслить с ребенком, а что получилось даже тогда, когда, казалось бы, ничего существенно не произошло.
▫️Исключаем обобщения: «ты всегда, ты никогда». Это уничтожает желание что-то понимать, потому что «я уже всегда такой, зачем мне быть каким-то другим»

Что из вышесказанного уже есть в ваших отношениях с ребенком?
Чего бы хотелось, чтобы появилось?

учитель-логопед Л.В. Захарова

Читайте также: