ЛОГОРИТМИКА – ОДИН ИЗ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В современном обществе  одной из актуальных проблем является тема здоровья подрастающего поколения, которая связана с увеличением количества детей, имеющих различные тяжелые речевые нарушения, а также задержку интеллектуального развития.

В связи с этим одним из приоритетных направлений моей деятельности является организация и проведение занятий «Логопедическая ритмика».

Так как все, окружающее нас, живет по законам ритма: смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмические упражнения и игры.

Логоритмика является одним из важнейших методических средств, опирающимся на связь слова, музыки и движения, включающим в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, направленные на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

  • развитие слухового внимания и фонематического слуха;
  • развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха,  чувства ритма, певческого диапазона голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений; 
  • воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
  • воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
  • развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;
  • формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков  в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;
  • формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной  координации.

Всю коррекционно-развивающую работу планирую и провожу по результатам диагностического обследования совместно с другими специалистами: (  учителем-логопедом, инструктором по физ.воспитанию, воспитателями), составляю индивидуально-коррекционный маршрут, который помогает формировать всестороннее, гармоничное развитие каждого ребенка.

Содержание занятия напрямую связываю с изучаемой лексической темой и задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному воспитанию (« Мой детский сад», «Осень», «Огород» и т.д.). Сюжетно – тематическая организация  занятий  позволяет  каждому ребенку  чувствовать себя  комфортно, уверенно,  так как в  игре максимально  реализуются  потенциальные  возможности детей.

Вследствие этого мною разработаны тематические конспекты занятий по темам: « Поможет в обновку нарядиться – иголка мастерица», «Зимние забавы», «В зоопарке», «Утенок и его друзья», « В гости куколка пришла», «Весенние цветы» (по лексическим темам).

Разработанные мной логоритмические занятия включают в себя следующие элементы:

Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рукРазвитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти  
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, музыкально-дидактические игры  Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве. Развитие чувства ритма  
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика, вокально-артикуляцион ные упражненияУкрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности. Развитие певческих способностей  
Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, фонопедические упражненияКоррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого дыхания  
Упражнения на развитие мимических мышц. Коммуникативные игры и танцыРазвитие эмоциональной сферы, выразительности  невербальных средств общения, позитивного самоощущения
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям  Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы
Упражнения на развитие словотворчестваРасширение активного запаса детей  

Свою работу я начала с изучения методических рекомендации и обширного практического материала многих авторов,  занимающихся логоритмикой (Г.Р. Шашкиной, М.Ю. Картушиной, А.Е. Вороновой, О.А. Новиковской и др.).

В музыкальном зале создана коррекционно-развивающая среда и изготовлено игровое нестандартное оборудование, которое помогает вызвать положительные эмоции у детей, пробуждает  их мысль и фантазию: коррекционно — шумовая полянка для развития ритмического, звуковысотного, фонематического слуха и  речевого дыхания, шумовые инструменты по методике Карла Орфа, подбор фонограммы для развития тембрового и фонематического слуха, а также  изготовлены музыкально-дидактические игры и пособия (для мелкой  и общей моторики, для развития речевого дыхания)  Расположение игрового дидактического материала в поле зрения ребенка, что благотворно влияет на самостоятельную его активность и деятельность.

Используя разнообразный материал на занятиях по логоритмике, я постепенно отбирала то, что давало наиболее ощутимые результаты в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР), с задержкой психического развития (ЗПР): игры со словом, игры с пением, коммуникативные игры, пальчиковые игры, музыкально-дидактические игры и упражнения, а также разнообразные упражнения для формирования основных движений,  ориентировки в пространстве;  общеразвивающие упражнения, упражнения  для развития внимания и памяти.

По тому, как ребенок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его умении координировать движения. Для этого используются речедвигательные упражнения под музыкальное сопровождение, главной задачей которых является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями: «Мы шагаем», «Деревья», «Мы листочки», «Башмачок», «Мы идем», «Мы слепили снежный ком», «Звери на елке», а также ритмические игры для развития музыкально-ритмического слуха: «Капли», «Ежик и барабан», «Мосток», «Лягушки», «Мороз», «Ритмическое эхо», « Строители» и т.д.

Особенно привлекательны для детей коммуникативные танцы-игры («Поиграем веселей!», «Веселые дети» и т.д.), поскольку они построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие и радостные эмоции.  Коммуникативные танцы и игры позволяют ребенку раскрепоститься и наделяют смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

А игра на разных музыкальных и шумовых инструментах  способствует развитию музыкально-ритмического чувства, координации движений, общей и мелкой моторики. На первых этапах ребенок играет только на самых простых инструментах (маракас или колокольчики, шумелки), в ходе дальнейших занятий ему становится доступным все большее количество разнообразных инструментов, многие из которых требуют от него более развитой координации движений и воспроизведения ритмического рисунка мелодии. Впоследствии он осваивает и инструменты, требующие активного участия двух рук, навыков тонкой моторики (ложки, треугольник, металлофон и т.д.). Ещё для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью, на занятиях  использую  пальчиковые игры: «Обезьянки», «Мальчик-пальчик», «Ладушки», «Где же ручки» и т.д.  Преимущество этих игр заключаются в том, что они занимательны, доступны детям по содержанию, а также имеют музыкальное сопровождение.

Большую помощь в коррекционной работе оказывают музыкально-дидактические игры, которые  вызывают у детей желание не только участвовать в них, но и решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, а  также являются хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей и дают детям радость совместного творчества в игре. Использую музыкально — дидактические игры не только рекомендованные в педагогической литературе, а также придумываю новые.

Для заинтересованности детей использую разные сюжеты и музыкальные образы, красочные рисунки, схемы, карточки с фигурами игровых персонажей, разные музыкальные (колокольчики, металлофоны) и шумовые инструменты:

  • для развития звуковысотного слуха: «Матрешки пляшут», «Медвежья семья», «Треугольник и барабан», «Угадай, на чем играю» и т.д.;
  • ритмический слух: «Шаловливые сосульки», «Следы зверей», «Ритмическое эхо» и т.д.

В коррекционной работе с детьми  с общим недоразвитием речи (ОНР) использую фонограмму для развития слухового восприятия: «Шуршащие звуки», « Деревянные звуки», «Стеклянные звуки», «Металлические звуки», «Зимние звуки», «Весенние звуки», «Голоса природы», «Пение птиц».

Фонопедические упражнения по методу В.В Емельянова: «Утро», «Осень», «В лесу», «Рукодельница», «Зима», «Снежинка», «Труба и барабан» и т.д., через которые дети развивают возможности своего голосового аппарата.

Таким  образом, логоритмические  занятия, разнообразные  по содержанию, по видам  музыкальной  деятельности, по их сочетанию  с другой  деятельностью  способствуют  совершенствованию  у детей  всех функций речи, а также развитию памяти, внимания, мышления и воображения, имеют  оздоровительную  направленность,  совершенствуют  общую  и мелкую  моторику, четкость  и  координированность движений.  Ощущение  радости, полученной  ребенком  на занятии,  усиливает  успешность  в устранении речевых нарушений и обеспечивает социализацию каждого воспитанника.

Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют, прежде всего, нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое.

Музыкальный руководитель: Сарибекян М.А.

Читайте также: